12.10.2014 в 18:37
Пишет  The Highgate Vampire:

Славянский фольклор
... И пускай после мая знойные дни и жгучие вихри, и пускай по болотам в полночь, заманивая путников в гибель, сверкают огни-одноглазы, и полднем Полудницы летят в пыли вихрей, и пускай, чуя мертвых, вопит Карна, и пускай темная Желя несет погребальный пепел в своем пылающем роге...
А. Ремизов




"Еретик" в русском фольклоре

В русском народе живет глубокое убеждение, что не могут после смерти успокоиться именно колдуны, не передавшие свою силу: земля их не принимает, они поднимаются по ночам из могил и бродят в виде оборотней, становятся еретиками , вампирами...В лучшем случае, они просто требуют себе еды и питья, одним словом, угощения, а в худшем - воспринимают в качестве этого угощения любого живого, подвернувшегося им на пути, причем свой ли, чужой - им это без разницы...
«Он еретик , мне колюху [болезнь] посадил» (Арх.); «Избавь от лихой боли, от девки-чернавки, от колдуна- еретика » [из заговора] (Перм.); «Мертвец был не простец, колдун и еретик » (Самар.); «В той улице Маришка живет, еретница она, кореньщица» (Симб.); «Окол коршуна хожу, окол коршуна хожу, уж я бабу ищу, еретицу ищу» (Олон.); «Стоит дуб-сыродуб, в этом дубе-сыродубе сидит птица-еретница; никто ее не видит — ни царь, ни царица, ни красная девица» [загадка] (Енис); «Священник же должен был обороняться от этой еретицы : взявши животворящий Господень крест, простер рукою на сию окаянную старуху» (Арх.); «Стенька Разин еретик и воитель был великий, а еретик — так, пожалуй, и больше, чем воитель» (Астр.); «Есть трава петров крест, ростет при полях, ростом в локоть, цвет багров, ростет кустиками, что молодая детлявина, а корень все крестиками бел и мелок. <...> Аще кто пойдет в путь, корень возьми с собой от еретика » [из травника].
читать дальше


Желя (Зеля, Жля)

Восточнославянская богиня смертного плача, печали и горя, также покровительница обрядов Тризны (похоронных обрядов) и вестница мёртвых.
Статую Жели отливали из золота. Богиня почиталась князьями с особой набожностью. Символизируя скорбь, Желя почиталась также как память о предках.
Карна. Плакальщица — восточнославянская богиня смертного плача и покровительница похоронных обрядов. Разделяет обязанности с богиней горя и печали, Желей.
Также Карна считалась богиней реинкарнации. В славянской мифологии считалось, что она давала человеку шанс исправиться после смерти в новом воплощении — реинкарнации.
*
Карна и Желя — две вечно печальные сестры, сопровождающие всякого человека в его первых подступах к потустороннему миру. Имя Карны связано со словами «кара», то есть наказание, и «карити» — оплакивать, имя Жели — со словом «жаление», «жалость». Горе источается Желей из огненного рога, но оно тихое, смиренное, погребальным пеплом сыплется, тогда как Карна громко стенает, царапает себе щеки, рвет волосы.
Их удел — горькие слезы над умершими или убитыми, беспредельная жалость к умершим людям — не зря ведь в древности кладбище называлось «жальник».
Сестры эти — вековечные плакальщицы, божества погребального обряда: Карна — олицетворение печали, Желя — беспредельного сострадания. Эти две скорбные девы обращаются в зловещих птиц, летят вслед за всяким войском, выступившим в поход, однако богатая пожива не приносит им ни счастья, ни довольства. Желя и Карна летают над полем брани и оповещают, кому погибшим быть. А после боя Желя сидит над мертвыми телами, склонив голову, и оплакивает убитых. Ей вторит Карна, которая в этот миг как бы воплощает в себе всех тех, кто будет оплакивать героя у него дома.
Как и о Чернобоге, славяне боялись много говорить и думать о Желе и Карне, чтобы не накликать на себя несчастье. Вообще слишком долго выражать свое горе по усопшим считалось опасным для оставшихся в живых.
Иногда в древних рукописях упоминается и третья сестра — Туга: также богиня глубокой печали, безысходного уныния.
Несколько сходна с сестрами и Журба — более бытовое, чисто женское божество, воплощение бесконечного терпения и сострадания.
Вообще-то в христианские времена обычай оплакивания был практически запрещен «Стоглавом» в 1551 году и вновь осужден Петром I по отношению к высокопоставленным лицам. Но в народе он сохранялся во все времена. ©

-И еще немного-
URL записи