The Scarlet Empress, 1934


Осилила я только что фильм "Кровавая Императрица". Иногда переводят, как "Распутная...", но мне кажется, тут подошло бы "Багровая...".

Фильм про Екатерину Великую с Марлен Дитрих в главной роли. Режиссер Джозеф фон Штернберг, который Марлен снимал не раз. Признаюсь, "... Императрица" - первый их фильм, который я посмотрела. Наверное, зря я так.

Итак, 1934 год. Австриец в Голливуде снимает фильм про русскую императрицу. Вы чувствуете лютый отжиг?

Товарищи, вообразите себе лютую клюкву и вы... все равно не представите, ЧТО это было! У меня создалось впечатление кошмарного, бредового сна, который мог привидеться только после чтения учебника по истории и просмотра "Кабинета доктора Калигари". После тяжелого ужина с килограммом свинины.
Начинается с того, что во вступлении Екатерину называют "Северной Мессалиной".
Далее: маленькая Фредерика София (будущая Екатерина) растет в живописном уголке Пруссии и слушает страшные сказки про тиранов-палачей - разумеется, русских царей!
Вот такой вот ей представляется Иван Грозный

Петр тоже есть - он бошки рубит, как кочаны на конвейере.
Вообще, там на несколько минут пыток и казней (Железная Дева, колесование, аутодафе и т.п.).

Потом во вставках поясняют, как плохо жилось в России - это была империя, построенная на оккупации и тирании, а крестьяне старались лишний раз не выходить на улицу и не смотреть на аристократов. За это казаки могли зарубить на месте.

Сама Россия это, конечно, нечто среднее между храмом и свинарником.
В одной из рецензий я читала, что декорации сделаны в духе немецкого экспрессионизма (им, подозреваю, впоследствии вдохновлялся Тим Бертон).
Ради справедливости, замечу, что это действительно так.
Елизавета, например, сидит на таком вот троне.


Подозреваю, что фильм изначально снимался, как нечто сугубо нереалистичное, гротескное и, выражаясь современным языком, трэшовое.

Но факт остается фактом: голливудский фильм, снятый в эпоху рассвета СССР и повествующий о царской России, рисует образ совершенно чудовищной страны, грязной, чуждой, непонятной, населенной такими же чудовищными, непонятными и сумасшедшими людьми.